ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ » ВЕСЕЛОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ » В поисках загадок и тайн (интеллектуальная игра)


В поисках загадок и тайн (интеллектуальная игра)

Сообщений 41 страница 60 из 63

41

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.

Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 –х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская – магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно – показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и , вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.

Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.

В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках

0

42

А вот и они!

увеличить

0

43

Интересный вопрос про матрёшек. Спасибо Варенька за интересный и подробный ответ.

Друзья, моя бабушка иногда восклицала "Золото самоварное!" Потом эту фразу я как-то позабыла, реже стала слышать. Но над ответом как не задумывалась. И вот не давна эта старая фраза всплыла вдруг в памяти. Как вы думаете, что подразумевали раньше, когда говорили "золото самоварное" от куда пошла эта фраза?

0

44

kookaburra написал(а):

Друзья, моя бабушка иногда восклицала "Золото самоварное!" Потом эту фразу я как-то позабыла, реже стала слышать. Но над ответом как не задумывалась. И вот не давна эта старая фраза всплыла вдруг в памяти. Как вы думаете, что подразумевали раньше, когда говорили "золото самоварное" от куда пошла эта фраза?

Думаю, это пошло из того времени, когда делали самовары. Они блестели как золото. Но это была лишь медь. Потом этот материал цыгани или обманщики пытались продать как золото. С тех пор и пошла фраза "золото самоварное". т.е. не настоящее золото.

0

45

Хорошая тема.

Предлагаю зимний вопрос.

Как вы думаете из чего сделаны снежинки?

http://gdegde.kz/files/u1/sneginki_44__30-300.jpg

0

46

Варвара, спасибо за ответ про матрёшки. )

Таныч, красивый вопрос. Это из тех детских вопросиков, на которые сложно ответить, но хорошо что сейчас в нете можно всё найти, хоть чёрта лысого, но в онлайне)))

Ответ:

Снежинки - это кристаллы льда, точнее сростки простейших кристалликов льда - иголочек и пластинок. Высоко в небе зимой плавают перистые облака, состоящие из множества таких кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки, тяжелеют - и целыми стаями устремляются вниз. Идет снег.

Снежинка - очень нежное, капризное создание. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на ее размер и «телосложение». Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья.

По форме снежинок метеорологи научились даже предсказывать погоду на завтра.

Откуда же берутся кристаллики льда в облаках? Они образуются из водяного пара. Помните, как в холодную погоду намерзает иней на воротнике или на варежке, если на нее подышать?

В снежинках сокрыта великая тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, из лохани с бельем, дым из труб - все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов.

Как будто сама Природа хочет намекнуть нам, что в основе ее лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то очень точные и красивые математические законы.

http://basik.ru/images/788/short.jpg

Хочу дополнить вопрос Таныча)) и ответить на:

Почему снежинки шестиугольные?

Снежинка — одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

Снег, как ты уже знаешь,— это просто замерзшая вода. Почему тогда снег белый, если это замерзшая вода? Он должен быть бесцветным. Снег белый оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снег и кажется белым.

При замерзании воды образуются кристаллы. Это значит, что молекулы выстраиваются особым порядком, образуя геометрическую форму, что мы и называем «кристаллом».

Так получилось, что молекула воды состоит из трех частиц — двух атомов водорода и одного атома кислорода. Поэтому при кристаллизации она может образовать трех— или шестиугольную фигуру.

Вода, превращающаяся в снег, есть форма водяного пара в атмосфере. При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз.

Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Подобная группа кристаллов становится все больше и больше, вокруг одного такого ядра может собраться несколько сотен таких кристаллов.

Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

А ты знаешь, что в некоторых частях планеты выпадал цветной снег: синий, зеленый, красный и даже черный? Это связано с присутствием в воздухе, где образуются снежинки, определенного грибка или пыли.

0

47

вопрос...какому богу приносили в жертву бабочек?

0

48

NataIIIa написал(а):

вопрос...какому богу приносили в жертву бабочек?

Бабочки считались символами душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам

0

49

Лучник написал(а):

Бабочки считались символами душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам

лучник да ты умница :)

0

50

NataIIIa написал(а):

лучник да ты умница :)

спасибки))))

Друзья, такой вот вопрос

что называют - "белый ключ"?

0

51

Лучник написал(а):

то называют - "белый ключ"?

в деревне, когда закипал самовар, и вода начинала шуметь, гудеть то эта самая вода и есть самая подходящая чая, это не 100 градусов, а где-то 90. вода только стала закипать...вот это явление и называли - белый ключ.

а мой вопрос такой -

почему первые телевизоры называли КВН? в каком году их выпустили? и в каком городе?

у меня был такой  :)

http://gizmod.ru/files/1989/22_tv6.jpg

Отредактировано Надежда Николаевна (2009-12-13 13:53:23)

0

52

После войны прерванные работы по созданию отечественных телевизионных приемников были продолжены, и уже в 1949 году Александровский завод приступил к массовому выпуску телевизора «КВН-49». Название составили из первых букв фамилий основных конструкторов аппарата: В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Размер изображения на экране кинескопа составлял 105х140 мм, выходная звуковая мощность равнялась 1 Вт. Принимал телевизор всего три канала. Для увеличения размеров изображения выпускалась отдельная приставная увеличительная пластмассовая линза, наполненная дистиллированной водой. Габариты телевизора составляли 380х490х400 мм, масса – 29 кг.

0

53

Варвара написал(а):

Для увеличения размеров изображения выпускалась отдельная приставная увеличительная пластмассовая линза, наполненная дистиллированной водой

Сегодня как раз посмотрела фильм "Чудо". Там действия разворачиваются в пятедесятых, и там такой телевизор показывали, одни из героев из аквариума поместил рыбку в эту линзу и она стала плавать там.

0

54

А знаете ли вы, что на самом деле означает известное крылатое выражение «зарубить на носу»? Мы привыкли воспринимать его как фразеологизм и не особо задумываемся о значении, но если на минуточку представить себе, что на своем собственном носу нужно что-то рубить, становится немного неприятно. На самом деле наш нос тут совсем не при чем. Слово «нос» в Древней Руси означало не только орган дыхания, но и памятные дощечки, которые люди носили с собой и делали на них зарубки, насечки – чтобы не забыть о том или ином важном деле. Вот так слово и выражение осталось, а прежний понятный всем смысл утрачен.

0

55

А знаете ли вы, что слово «газета» происходит от наименования мелкой итальянской монетки – gazetta. Дело было в XVI веке в Италии. В те времена в Италии располагались самые развитые города, процветание которых целиком и полностью зависело от торговли. В связи с этим купцам было крайне необходимо узнавать последние новости как можно скорее – ведь любое происшествие, как известно, может самым неожиданным образом повлиять на цены товаров.

После изобретения книгопечатания (произошло это радостное событие в последней трети XV века) стало возможным не только передавать новости из уст в уста (что, разумеется, приводило к массе искажений этих самых новостей), но и печатать их. Так, примерно в 1550 году в Венеции и появились печатные листы, содержащие в себе изложение последних событий. Листочки были маленькие, бумага плохая, шершавая, что делало их недорогими – цена их составляла всего одну монетку. Либо за эту же монетку можно было купить себе пропуск на собрание, где эти листы читали вслух – ведь читать самому еще надо было научиться. Называлась монетка «gazetta», а вскоре это название распространилось и на сами информационные листы.

0

56

А знаете ли вы, что в процессе работы над своим изобретением автор клизмы судя по всему непрерывно наблюдал за маленькой птичкой чибисом. Ведь чибис умеет самостоятельно ставить себе клизму. При проблемах с кишечником чибис тут же самостоятельно ставит себе диагноз и начинает незамедлительно решать проблему. В этом ему помогают его длинный клюв и страшно гибкая шея. Чибис набирает в клюв воду, изгибается и вводит воду себе в анальное отверстие. Если необходимо, птичка повторяет процедуру. Интересно, как он догадался, что введение воды в кишечник помогает справиться с проблемами?

Еще один интересный факт про чибисов: помимо способности ставить клизму, он обладает и удивительной гибкостью. Птица может увидеть заряд дроби, летящий в нее, и увернуться от него в полете – он просто сворачивает с траектории выстрела. Авиаконструкторам есть, у кого поучиться.

0

57

А знаете ли вы, что Биг-Бен – это вовсе не та высокая башня Вестминстерского дворца (в народе – Парламента), которую принято изображать на каждой второй открытке с видами Лондона. И даже не часы, которые украшают эту башню. Биг-Бен – это колокол, который расположен за циферблатом часов. Весит он почти 14 тонн, в высоту он более двух, а в диаметре – около трех метров.

Откуда взялось такое название колокола, никто до сих пор точно сказать не может. По одной версии, колокол был назван в честь сэра Бенджамина Холла, руководившего работами по отливке колоколов. По другой версии – в честь Бенджамина Каунта – популярного в те времена боксера в тяжелом весе – якобы колокол в честь своего кумира назвали рабочие, которые доставляли «Большого Бена» из литейных цехов Уайтчапела к зданию Парламента на телеге, запряженной 16 белыми лошадьми.

http://watchofworld.ru/wp-content/uploads/2009/11/big-ben-picture-2.jpg

0

58

А знаете ли вы, что выражение «действовать «тихой сапой» и слово «сапер» имеют на самом деле гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Слово «сапер» пришло к нам из французского, в котором, в свою очередь, появилось от слова sape, что означает «мотыга». Этим словом, начиная с XVI века, обозначался способ рытья траншеи или тоннеля для приближения к защитным укреплениям противника или их уничтожения. Так, например, для уничтожения вражеских стен под их основание прорывалась траншея. Чтобы стены не упали раньше времени и не выдали замысла нападавших, стены укреплялись деревянными подпорками, которые в дальнейшем поджигались, и стена проседала, образовывая проем, в который и устремлялись захватчики. Впоследствии в прорытые траншеи стали подкладывать уже пороховые бомбы, а люди, которые этим занимались, получили название «саперов». От этого же самого слова происходит и выражение «действовать «тихой сапой» – действовать незаметно, тихо. Первоначально оно означало «незаметно делать подкоп».

0

59

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу. Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно “Утро в сосновом лесу” и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

http://www.world-art.ru/painting/img/5000/863/1.jpg

0

60

Лучник спасибо за интересные факты!!!! Очень понравилось. Надо же а я всегда думала, что зарубить на носу это в прямом смысле слова а тихим сапом - думала, что это значит - тихо посапывать и при этом что-то елать. Интересные ответы.

0


Вы здесь » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ » ВЕСЕЛОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ » В поисках загадок и тайн (интеллектуальная игра)


Создать форум © iboard.ws