Эгоизм
Автор А. Декоппет
Человеческое сердце подобно саду, в котором растут всевозможные растения. Одни из них радуют нас чудесными благоухающими цветами и прекрасными плодами, а другие не имеют никакого достоинства или даже содержат смертоносный яд в своих чашечках.
Между вредными растениями нашего сердца есть одно особенно нехорошее, и сегодня я постараюсь описать вам его, чтобы вы могли его узнать, как только встретите, и поскорее от него избавиться.
Это растение, как и всякая сорная трава, не требует никакого ухода; его длинные корни проникают глубоко в землю и распространяются там во всех направлениях. Корни эти высасывают лучшие соки земли, и даже самые маленькие отростки их через короткое время производят новые растения. Особенностью этого растения является то, что оно одинаково хорошо растёт и на хорошей, и на худой земле, при любом климате и во всякое время года.
Знаете, как называется это гадкое растение, которое заглушает всё хорошее в человеческом сердце и портит его с раннего детства? Это растение зовётся эгоизмом.
Слово «эгоизм» происходит от латинского слова «эго», что значит «я». Эгоизм — это склонность человека думать только о себе самом, говорить только о себе самом, искать только своего благополучия и выгоды часто за счёт других. Так, великий грех надменного Вавилона был именно в том, что он всегда имел на устах своих слова, поставленные в заглавии этой проповеди: «Я и никто кроме меня». Этот грех является основным корнем всех других грехов; все другие грехи имеют своё начало, свою основу именно в нем, в эгоизме, то есть в себялюбии, в своекорыстии.
Однажды пророк Даниил видел в ночном видении разных отвратительных животных, одно страшнее другого, которые выходили из моря (Даниила 7). Так из глубины испорченного человеческого сердца, из его эгоизма, выступают и все преступления и пороки, какие только встречаются на земле. Поэтому, когда ведёшь борьбу с этим грехом, с грехом эгоизма, то ведёшь борьбу одновременно и со всеми остальными грехами, вырываешь корни их и засыпаешь колодец, приносящий такую зловонную воду.
Дети, желаете ли вы бороться с этим опасным врагом вашей души, биться с ним насмерть и таким образом выиграть победу в великой битве жизни? Но для этого постарайтесь хорошенько узнать своего противника.
Эгоизм встречается под различными наименованиями и видами. Эгоистов можно разделить на нескольку классов.
Между эгоистами я должен прежде всего назвать тех, которые таковы по своему разговору, которые при каждом случае говорят: «я», «меня», «мне», «я делаю это», «я сделал то», «я знаю это» и тому подобное.
Вы можете рассказывать им какие угодно истории, но только вы окончите, у них уже наготове свой рассказ. Когда им говоришь, что вот я пережил то или другое, они торопятся рассказать о том, что и они сами пережили подобное, но при этом они, без сомнения, полагают, что обстоятельства их жизни интереснее. Они всюду находят случай говорить о самих себе, о своих делах, о своих интересах, о своих желаниях и надеждах.
Да, такая у эгоистов страсть, такое уж у них слепое рвение — говорить только о том, что относится к их особе; им приятнее даже рассказывать о своих промахах и глупостях, нежели сдерживать себя и благоразумно помолчать. Едва начнёшь говорить им о чём-нибудь, они перебивают, замечая: «Ах, это точно так же, как было со мною, когда я...» И полетит их любезное «я» на всех парусах по волнам разговора. Скажете ли вы, что прочитали интересную книгу; оказывается, они читали ещё более интересную. Совершили ли вы прекрасную прогулку — что им за дело?.. Перенесли вы что-либо неприятное — они ещё того более! Разве вы забыли? Разве вы не знаете? Что-нибудь, касающееся других, нисколько интересует...
Замечаете ли вы, дети, смешную сторону такого эгоизма? Но смотрите за собою внимательно, не узнаёте ли вы и самих себя в этом изображении?
Если вы с кем-нибудь разговариваете, как можно реже употребляйте первое лицо личного местоимения, потому что человек, который желает говорить другим только о самом себе, становится, наконец, несносным.
Когда завидишь его издали, стараешься свернуть куда-либо в сторону, чтобы оставить его наедине с его любезным «я». Милые дети! Говорите как можно меньше о самих себе, — и пусть это будет правилом вашей жизни!
Теперь перейдём к другoмy классу эгоистов, к тем, эгоизм которых особенно проявляется в их действиях. Такого рода эгоисты, имея что-нибудь, стараются крепко держать это в своих руках и только редко и крайне неохотно отдают или одалживают другим. Разве они так скупы? Они не скупы для самих себя, но очень скупы для других. Как трудно им одолжить что-либо для другого, а ещё труднее подарить что-нибудь!
Этот род эгоизма встречается во всяком возрасте и у всякого рода людей: и у тех, кто имеет мало, и у тех, кто имеет много.
Посмотрите на девочку, которая крепко прижимает к себе свою куклу. Почему она это делает? Боится, что кто-то отнимет у неё куклу? Нет, она просто не хочет дать её своей маленькой сестрёнке. Маленькие руки, так крепко сжимающие куклу, — руки эгоистические. А вот маленький мальчик, получивший от своего любимого дяди коробку конфет. Что заставляет его совершенно одного забираться в укромный уголок? Он запускает пальцы в коробку и с поспешностью съедает конфеты, чтобы покончить с ними к тому времени, когда мать скажет ему: «А разве ты ничего не дашь нам?» Этот мальчик — тоже эгоист.
А что вы скажете о том молодом господине, который, плотно пообедав, выходит из водительского дома, чтобы прогуляться? Он элегантно и заботливо одет, в красивой шляпе с пером, в прекрасных новых чулках и башмаках, и, конечно, у него в кармане непустой кошелёк.
Почему же он так поспешно проходит мимо босоногого нищего с худым, бледным лицом? Должно быть, ему стало не по себе, потому что маленький нищий бежит за ним с протянутой рукой и жалобно просит: «Ах, дайте мне что-нибудь, дайте мне хоть одну монету, я так голоден!» Но господин наш соображает: «На эту монету я всё-таки могу купить что-нибудь», — и шагает ещё быстрее, чтобы уйти от нищего. От нищего он, конечно, уйдёт, но уйдет ли он от голоса своей совести, которая кричит вслед за ним: «Эгоист, эгоист, жалкий эгоист!»?
Милые дети! Учитесь давать другим и делиться тем, что у вас есть, учитесь приносить жертвы для других. Я так говорю, потому что этому надобно учиться. Давать, делиться, к сожалению, не в нашей природе. А между тем, нет ничего более прекрасного, более благородного, как вполне владеть искусством давать, — и это делает нас действительно великими в глазах Бога и людей.
Приведу вам два известных рассказа из Священного Писания, противоположность которых ясно укажет вам, как отвратителен эгоизм и как прекрасна самоотверженная любовь.
В одном городе было два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много скота, крупного и мелкого, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой, и она выросла вместе с его детьми: от хлеба его она ела и из его чаши пила, и была для него как дочь. Но вот пришёл к богатому странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для гостя, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему.
Вот моя первая история — история эгоизма. Разве она не возмутительна? Когда она была рассказана царю Давиду, он сильно разгневался и сказал: «Человек, сделавший это, достоин смерти!» И мы вполне понимаем справедливый гнев царя (2 Царств 12:1-6).
Но вот, послушайте другую историю. Господь Иисус, взглянув, увидел богатых, которые клали свои дары в сокровищницу храма. Увидел Он также и бедную вдову, положившую туда две лепты. Тогда Он сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела» (Луки 21:1-4).
Кто же здесь самый лучший, самый благородный и самый счастливый? Богатый ли, который берёт овечку бедняка, чтобы сохранить своё стадо в целости, или эта бедная вдова, отдавшая другим свои последние гроши?
Милые дети! Я не требую от вас, чтобы вы отдавали другим всё, что имеете. Я хочу только, чтобы вы научились делиться с другими тем, что у вас есть, когда представится такой случай. Я хочу, чтобы вы могли иногда сами отказать себе в чём-нибудь, чтобы порадовать кого-то другого, чтобы вы делились друг с другом своими игрушками, своими книгами, тем, что вы любите. Я хочу, чтобы вы дарили что-то другим охотно, самоотверженно и были таковыми в малых вещах. Если вы научитесь делать это теперь, тогда впоследствии, когда вы станете взрослыми, вы будете такими и в вещах больших.
Жизнь может потребовать от вас больших жертв. Поэтому вам нужно учиться отказывать себе, нужно приучать себя переносить недостатки и лишения, и к этому вы должны готовиться уже с ранних лет. Может наступить время, когда отечество потребует от вас величайших жертв, может потребовать даже вашей жизни. Кто знает, сколько раз придётся вам тогда смотреть в глаза самой смерти, например, на войне или при опустошительной эпидемии...
Что делают в таких случаях эгоисты? Они всяче¬ски стараются уклониться от своего долга, они убегают от опасности. Во время войны один молодой человек, чтобы его не взяли в солдаты, лёг в постель, как тяжело больной, и лежал так три месяца, притворяясь больным... Какой позор! Молодой человек этот в сущности был непригоден не только для военной службы но и вообще для жизни со всеми её высокими обязанностями
Теперь скажу вам о третьем классе эгоистов, их можно назвать эгоистами, ушедшими в свою раковину. Им нет дела до других: они живут только для самих себя, об остальном мире они не заботятся. Что им за дело, что происходит кругом, только бы их не трогали. Пусть их оставят в покое — это всё, чего они желают от других. Пусть мир домогается, чего хочет! Делают ли люди успехи или нет, находят ли бедные люди себе занятие или остаются без работы и бездействуют, строятся школы или дети растут в невежестве, господствует ли в стране стремление к образованию, к добрым нравам или царит беспорядочное состояние и народ погрязает в пороках, — что им за дело! Они мирно и спокойно живут в своём тихом уголке, в который они забрались. Они устрояют себе жизнь по своему вкусу, они имеют свои привычки, делают то, что им нравится. Никто не просит их о каком-либо одолжении, никто не нуждается в них, и они ни в ком не нуждаются — в этом, по их мнению, высшее счастье.
Я читал об одном таком эгоисте, который жил совершенно уединённо в своём доме-особняке. На дверях этого дома было написано большими буквами: «Никого нет дома». Он не желал. Чтобы кто-нибудь нарушал его покой. Но вот однажды в его дом пришёл непрошеный гость и побеспокоил его самым недружелюбным образом: дом его загорелся, и человек этот в страхе начал кричать: «Огонь, огонь!» Но соседи не пришли к нему, и на следующий день его нашли мёртвым, погребённым под развалинами своего дома.
Конечно, скажете вы, это плохо, но ведь мы не таковы, мы не чуждаемся людей. Допустим, вы не чуждаетесь людей, но разве эгоизм подобного рода не живёт временами и в вашем сердце? Когда не желаешь быть потревоженным, можно всюду замкнуться в самом себе, даже в гостиной, наполненной людьми. Я знаю многих детей, которые при всяком случае стараются занять лучшее место, лучший стул и потом углубляются в книгу или в какое-нибудь занятие или игру, совершенно не думая о других. Разве это не тот же эгоизм? Разве не эгоизм использовать всё только для собственного удовольствия? В таких именно мелочах и проявляется наш характер: тут-то и увидишь, кто думает только о самом себе, или также и о других.
Да, нужно всюду и всегда, при каждом случае стараться преодолевать свой эгоизм, потому что это такой враг наш, который всюду следует за нами.
Четвёртый, и последний, класс эгоистов, который я хочу описать вам, — это эгоисты с большими претензиями, с большими требованиями. Такого рода эгоисты всегда полагают, что для них недостаточно много делается, что к ним недостаточно внимательны, что с ними поступают несообразно с их достоинством, несообразно с их желаниями и интересами. Они всегда требуют от людей большого внимания к себе. Но сами они обращают ли большое внимание на других? Совсем нет, и в этом и состоит их эгоизм. Мало давать и много брать — вот их житейская мудрость.
Ах, дети, не принадлежит ли большинство из вас к такого рода эгоистам? Вы рады, что имеете родителей, которые с любовью заботятся о вас и временами делают вам приятные сюрпризы. Но стараетесь ли и вы доставлять своим родителям радость? Проявляете ли вы свою любовь к ним? Многие ли дети, проснувшись утром, спрашивают себя: чем я могу сегодня порадовать мою мать или моего отца? Что должен я сделать, чтобы они отдохнули хоть немного от своих забот и хлопот?
Большинство людей полагают, что будут счастливее, если получат от других побольше, а дадут им как можно меньше. Как они ошибаются! Только когда ищешь счастья другого, находишь своё собственное, когда самоотверженно ищешь счастья других, тогда и сам обогащаешься. Почему и сказано в Священном Писании: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35).
Поэтому, дети, вырывайте из своего сердца сорную траву эгоизма и делайте это со всей настойчивостью.
Но как это сделать? Нужно только искренно желать этого, нужно действительно хотеть этого и нужно просить Бога, чтобы Он обновил наши сердца, чтобы сделал их добрыми и приветливыми, самоотверженными и готовыми услужить другим. Нужно всеми силами стремиться исполнять волю Божью, тогда обе эти объединённые силы — святая воля Божья и горячее желание вашего сердца - достигнут цели и преодолеют себялюбие.
Римский император Тит, о котором вы, вероятно, уже слышали, говорил, что для него потерян тот день, когда он не сделал ничего доброго для других. Итак, следуйте его примеру: называйте потерянным каждый день, в который вы не одержали ни одной победы над своим эгоизмом. И начинайте это сейчас же. Уже и сегодня вам представится много случаев быть услужливыми и приветливыми, предупредительными и любезными, уже наверное и сегодня представится вам возможность пожертвовать своим покоем или удобством, чтобы порадовать других. Дорожите же временем, ловите минуты, и вы ещё сегодня вечером, отходя ко сну, будете радоваться святой радостью о маленьких жертвах, которые вы принесли.
Вы, конечно, уже читали рассказы о детях, у которых было доброе сердце и благородный характер. Такие рассказы, очевидно, возбуждали ваше удивление: «Наверное, такие дети совсем не были эгоистами?» Да, потому такие дети и приковывают к себе сердца, что характер их был свободен от эгоизма.
И в самом деле, не бывает никакого истинного величия в том сердце, в котором господствует эгоизм. Эгоизм делает нас мелкими, низменными, он извращает и похищает у нас лучшие, благороднейшие радости жизни.
Кто не может любить, кто не может отречься от самого себя, чтобы оказать другому услугу, тот не знает того, что значит быть счастливым.
Журнал «Ноев ковчег»