Счастливого Пути, Иришка!!!
Жду фотоотчетик про Питер
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ » ВЕСЕЛОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ » Веселое интеллектуальное путешествие (продолжнеие...)
Счастливого Пути, Иришка!!!
Жду фотоотчетик про Питер
СЕГОДНЯ БУДЕТ ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ!!!
На лепестках цветов написано посланье
Такою тонкою изысканною вязью.
Читаю текст и слов благоуханье
Мне сердце оплетает светлой бязью.
Письмо отправила цветочная богиня
Его доставил нежнокрылый эльф.
Она прекрасна в звездном палантине,
И так воздушен платьев ее шлейф.
Сегодня праздник в городе цветочном,
И на него и я приглашена.
Я посвящу богине чудной строчки.-
Пусть будет счастлива и радостна она.
Вхожу я в дом, наполненный цветами :
Дыханью плен, а вот душе свобода ,
Присутствует всех ароматов гамма,
Сегодня в доме летняя погода.
Лучами звездными блистает хризантема,
Красавиц роз распахнуты бутоны,
Цветочная представлена богема
Всем разноцветьем анемонов.
Живая красота не долговечна …
И наша жизнь похожа на цветок -
Раскроет лепестки и канет в вечность,
В свой первозданный ангельский исток.
Сегодня распустились все цветы,
Как будто ангелы спустились с небосвода,
И в разноцветье этой красоты,
Божественна и девственна природа.
Пионы белые подобны облакам,
А астры красные как небо на закате,
Росой тюльпан наполнен как бокал
Фиалка в бархатистом синем платье.
Сегодня праздник саду и душе,
Цветы и ангелы спустились к нам из рая,
И в этом сказочном реальном мираже,
Слилась с небесной красота земная.
Цветы как бабочки, а бабочки- цветы
Летят над нашей жизнью легкокрыло,
И падают, срываясь с высоты,
Когда им жизнь покажется постылой.
Цветы как бабочки , а бабочки как мы,
Грустят и плачут, и в мечтах и грезах,
Уставшие от жизни кутерьмы,
Мечтают о зиме о морозах.
Цветы, как бабочки, и их недолгий век
Печалит нас, мы мерзнем, засыпаем,
Идет зима, искристый нежный снег,
Нам крылья белым пухом покрывает.
И мы становимся, как ангелы белы,
Как мотыльки, как белые соцветья,
А наши помыслы, деяния светлы,
Мы пишем строки, строки о бессмертье.
Расул Гамзатов.
Есть глаза у цветов.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: "Она обманет".
Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Мы уходим, и в прощальный час
Провожая из родного края,
Разные цветы глядят на нас,
Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и гладки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя вдаль цветы грустят на грядке.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом всех кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом
Всех друзей, что навсегда ушли.
СЕГОДНЯ БУДЕТ ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ!!!
Чудесная идея, Оленька!!!
Иван Бунин
ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
А у розы лепестки,
Красный бархат и шипы.
Защищает красоту,
Не надеясь на листву.
Средь цветов она, как
львица,
Грациозна и умна.
Понимает, что листва,
Не спасает от врага,
Как сорвут, она завянет,
Никому не нужной станет.
Солнца луч, скользнув по розе.
Солнца луч, скользнув по розе,
Разбудил ее от сна.
Он прошелся по мимозе,
Та от света, замерла.
Все цветы, в саду проснулись,
Отряхнулись от росы.
Солнцу мило улыбнулись
И от счастья расцвели.
О розах
Почему так сладко пахнут розы,
Принося сумятицу в сердца?
Аромат цветов рождает грезы,
Душу будоражит без конца.
Сколько шарма, прелести, изыска,
Сколько силы в царственном цветке!
Лишь шипы – защита зоны риска –
Оставляют след свой на руке.
Розовый букет прекрасный свежий
Восхищает и волнует кровь.
Только аромат цветочный, нежный
Лишь в саду готов дарить любовь.
Розы шикарные))
А знаете как на земле появились одуванчики?
Как появились одуванчики
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок,
скок,
скок!-
Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали.
Елена Приходько
ОДУВАHЧИK
Отчего пpохладно стало
Одуванчику в боpу?
Оттого, что пpошлой ночью
Облысел он
на ветpу!
Т.Белозёров
мультфильм про одуванчика с толстыми щеками
Отредактировано Лучник (2010-07-14 19:15:21)
Какие солнечные и веселые стихи про одуванчик. Спасибо Лучник
мультик тоже понравился Помню давно его так смотрела. Умение посмеется над собой это хорошо
Друзья, хочу вам рассказать одну мистическую историю которая произошла со мной сегодня.
Вечером возвращалась домой через стаый город. Начинался дождик. Город пустный. Ни души. У меня не было зонта, дождик усиливался, тут еще на небе всполохи игрохотать стало. Я бегом вверх по стариным улочкам. И тут натыкаюсь на......фонарщика...Он появился так неожидано. В черномдлином плаще и с фонариком с горящей свечой внутри. Шел он неторопливо не смотря на изменившеюся погоду. Вежливо поздоровался со мной. Я остановилась. забыв про дождь, грозу и то что улицы пустыны, и что никогда до этого не видела такого фонарщика. Туристы и все музеи давно закрыты. От куда он взялся. куда шел. Мне осталось не известно. Я не хотела распрашивать таинственного фонарщика. Пусть эта маленькая сказка древнего города, которой он с удовльствием делится со мной
а я с вами простите за качество фотки. Это снимали с мобильного телефона.
Здравствуйте мои дорогие!
Стихи про цветы очень понравились. Всем спасибо за красивую подборку.
Катюша, какие интересные истории с тобой случаются. Фонарщик и правда выглядит так, словно появился из сказки. И ничего, что фотография такая нечеткая, ощущение какой-то неральности, загадочности... и вообще мне кажется встретить фонарщика добрый знак. Ведь фонарщик, это человек который несет свет.
А я опять еду на дачу. Всем всего самого хорошего.
Понравилась история про фонарщика))) Люблю фонари.
А знаете когда появились первые фонари?
Самые первые уличные фонари появились в начале XV века. По распоряжению мэра Лондона Генри Бартона в 1417 году стали вывешивать уличные фонари. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. Поначалу фонари давали относительно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения. Газовые фонари появились в начале XIX века. Их изобретателем был англичанин Уильям Мердок. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.
В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, где на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники появились на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году когда на Невском проспекте в Санкт-Петербурге были установлены масляные фонари.[1]
В Москве уличные фонари появились в 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны. В них вместо свечей зажигали конопляное масло с фитилём. Масляные фонари в Москве воцарились почти на 150 лет.
Первые электрические уличные фонари в Москве появились в 1880 году. Необычный оранжевый свет импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления, которые были установлены в Москве в 1975 году на Охотном ряду и Лубянке надолго стал визитной карточкой города.
В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.
Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»
Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».
Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.
Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.
Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.
Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажен, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажен, скорость фонарщика - двадцать сажен в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)
Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».
Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».
На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.
В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.
В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.
В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.
В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.
Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Лейтенанта Шмидта (бывший Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.
Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.
а вот прикольная история про фонарь)))
В Риме упал знаменитый "фонарь любви"
В эту пятницу в столице Италии упал знаменитый фонарь, который служил местом встреч влюбленных пар со всего мира. Фонарный столб на мосту Мильвио, не выдержал тяжести любви, а точнее цепей с замками, и обвалился.
Вся эта история началась еще в 1992 году, когда известный писатель Италии Федерико Мочча написал роман "Три метра над небом". В нем главные герои Степ и Джин, встретившись на мосту Мильвио и дав друг другу клятву вечной любви, закрепили свое обещание цепью и замком, которые они повесили на третий фонарный столб, а ключ выбросили в воды реки Тибр.
После этого к мосту Мильвио в Риме потянулись сотни влюбленных пар, чтобы закрепить свои чувства замками и цепями, навесив на фонарные столбы моста тысячи килограммов железа, и выбросив в реку Тибр тонны ключей. Власти города уже предпринимали попытку остановить эту традицию, дабы сохранить исторический мост, однако тогда за него вступились не только тысячи влюбленных, но и сам мэр города. Однако последний инцидент показал, что всему есть предел, и даже любви.
После падения "фонаря любви" все замки с цепями были перевезены к городскому Муниципалитету. Теперь все они будут храниться в Капитолии, сообщил мэр города Вальтер Вельтрони.
ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ О ФОНАРЯХ. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ. А Я В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПОДКРЕПЛЮ ВСЁ, КАК ВСЕГДА СТИХАМИ.
На лужах качаются пятна,
Желтых, замерзших огней,
И мне так близка и понятна,
Осенняя дрожь фонарей...
Сердито и нервно качает,
Их ветер промозглый и злой,
И кажется — свет замерзает,
Тоскливо и мерзко, хоть вой...
Зимой так их жалко, печальных,
Снег шапками виснет на них,
Гирлянды сосулек хрустальных,
Фонарик...похож на ледник...
И мерзнут, бедняги, ночами,
Так солнышка теплого ждут!
Но чуть обогреет лучами -
Того и гляди - расцветут!
Фонарь единственной ногой увяз в асфальте…
«Не издевайтесь надо мной, прошу вас, хватит!
В своих понятьях я немного старомоден –
Снежинки тают на моей смущенной морде,
Когда нескромно я смотрю в ее окошко…
Ну отгоните же проклятых снежных мошек!
Непрезентабельный, промокший, одноногий –
Пусть буду я слегка красивей - хоть немного!
Мне вечерами в темноте сигналит лампа –
Стреляет глазками сквозь елочные лапы…
Ах, как хотел бы я шагнуть в ее объятья…
Но я… единственной ногой увяз в асфальте…»
Спасибо за интересные рассказы. Катюша, ты счастливый человек, не каждому удается встретится с фонарщиком. Это добрый знак.
А я расскажу легенду о фонарщике.
В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного. Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом.
Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте, однажды к нему подошел незнакомец и спросил: “Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Не справедливо, не правильно”. На что он ответил: “Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет”.
Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.
P.S. Каждый человек в этой жизни очень много значит, каждый, даже если того сам не замечает, вносит в жизнь других свет, и если не станет одного – то другим, возможно, в жизни станет темнее.
А я расскажу легенду о фонарщике.
КАТРИН!!! СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ ЗА ЭТУ ЛЕГЕНДУ!!! ТЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ ДАЖЕ, КАК ОНА НА МЕНЯ ПОДЕЙСТВОВАЛА. СИЖУ ВОТ И РЕВУ В ТРИ РУЧЬЯ... БЛАГОДАРЮ ЗА ДОБРОТУ!!!
Олюшка! Ну, реветь то зачем? В мире всегда не все так, как хочешь, думаю так, как надо. Вот прочитай лучше хоршие стихи.
Сергей Московский
Тебя встречаю я соскучившимся взглядом,
В своих объятьях прячу слабость твоих плеч.
Сердца услышали друг друга. Близко. Рядом.
И огоньки в глазах лишают смысла речь.
Краду губами аромат твоих волос.
А трепет кожи прячу в сильные ладони.
И в поцелуе чувственная сладость грез.
Распахнутость ресниц в книксене склонит.
Свое дыханье прячешь на моей груди.
И в поднятых глазах томленья поволока.
Дневной разлуки бесконечность позади.
Пускай теперь она тоскует одиноко.
Нет ничего сильнее слабых женских рук,
Что нежность дарят нам с рожденья и до смерти.
Касаньем пальцев разрывают плащ разлук,
А хрупкость плеч сильней металла
в ежедневной круговерти.
Я силу черпаю из слабости твоей,
Когда купаюсь в кружевах твоих объятий.
Ресницы скрыли все бессонности ночей.
К лицу тебе и диаманты слез,
вдруг покатившихся некстати.
Прекрасна ты в невидимой фате любви.
В одеждах мудрости с подкладкою из страсти.
Фигурой ты богиня утренней зари!
И росчерками карих глаз ты
подчиняешь своей власти
Красиво правда? О нас любимых...
СПАСИБО, КАТРИН!!! ОЧЕНЬ КРАСИВО!!! ТЫ ПРЯМО МЕНЯ БАЛУЕШЬ. КРАСИВЫЕ СТИХИ - ЭТО МОЯ СТРАСТЬ!!! БЕЗ ЭТОГО Я ПРОСТО ПЕРЕСТАЮ "БЫТЬ"...
Друзья, спасибо за такие красивые и добрые стихи о фонариках. Катрин спасибо за чудесную сказку о фонарщике. Очень трогательная и мудрая.
После той мистической встрече, я стала интерисоваться историей фонарей. Спасибо Лучник за содержательные и интересные статьи. С удовольствием прочитала.
Хочу добавить.
В Москве есть музей фонарей.
Давайте сходим и послушаем историю фонарей в Москве
Музей городского освещения "Огни Москвы"
Каждый день мы с Вами возвращаемся домой с работы по вечерней Москве. Идем по освещенным улицам, любуемся иллюминацией, красиво подсвеченными высотными зданиями. И не задумываемся, что еще совсем недавно город наш становился совершенно непригодным для прогулок в ранние зимние вечера. Попробуем вернуться в прошлое - на несколько веков назад…
Что было до…?
Наиболее распространенным способом освещения в древности была лучина. Пучки тонко расщепленных лучинок вставлялись в железные держатели - светцы. При раскопках часто находят эти светцы - стержни с разветвлениями (иногда несколько затейливой формы), в которые и вставляли лучину. Были светцы с заостренными нижними концами, вбивавшиеся в стены или лавки, были и большие светцы, напоминающие современные торшеры, стоящие на собственной (также железной) ножке. А во избежание пожара под светец подставляли корыто с водой.
Среди археологических находок есть и маленькие округлые плоские чашечки с загнутым внутрь краем и спиральной ручкой, поднимающейся намного выше края сосуда. Это тоже светильники. В такую плошку наливали масло и опускали в него какой-либо фитиль, который давал не такой яркий свет, как горящая лучина, но зато и не так дымил да и горел дольше.
В домах побогаче позволяли себе жечь свечи - сальные, реже - восковые. В подвале дома Сулешовых найден железный подсвечник с острым стержнем, который тоже, наверное, вбивали в стену, как светец. Есть и находки кованых железных подсвечников на ножках. Такие ставились на стол или на скамью. Свечи, конечно, сразу вытеснили бы лучины и масляные плошки, если бы не дороговизна, на которую жаловались простые люди еще и в начале нашего столетия. А в парадных залах Троекуровых и иных бояр под потолками висели на цепях настоящие кованые люстры, в которых при торжествах горели зараз десятки свечей.
С чего все началось?
При всем многообразии светильников улицы оставались темными и способствовали росту грабежей, разбойных нападений и просто несчастных случаев. Переломный момент наступил 270 лет назад.
Указ императрицы Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 года (по старому стилю) повелевал: "на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень, все в одну меру линейно, такие, какие от полицмейстерской канцелярии образцовые фонари объявлены и ценою стали каждый по рублю и чтоб все были представлены будущего декабря к 25-му числу".
Масляные фонари
В 1766 г. уже было установлено 600 фонарей, в которых горело конопляное масло. В 1782 г.Москву "озаряло" 3,5 тыс.фонарей, в 1800 их было 6,6 тысячи. На эксплуатацию каждого такого фонаря казна отпускала один рубль. В 1849 г. на столбах мерцали 8 тысяч языков пламени.
Первые фонари устанавливались на деревянных столбах и заправляли конопляным маслом, которое было "чисто, для пищи приятного вкуса, но горело не так светло, потому что было сделано из сырых коноплей". Первое время освещение уличными фонарями устраивалось лишь в торжественных случаях. В последствии был разработан осветительный календарь: фонари освещали улицы с 1 сентября по 1 мая всего 18 ночей в месяц, а в лунные ночи вовсе не зажигались. Сила света этих фонарей составляла всего 1-2 свечи, однако прослужили они на московских улицах более 130 лет. Еще в 70-е годы XIX века "на окраинах и глухих переулках горели подслеповатые масляные фонари; зажигать и чистить их лежало на обязанности пожарных, которые большую часть конопляного масла, отпускавшегося им для освещения, довольно плохого, съедали с кашей. Вследствие этого редко поставленные масляные фонари, ночью едва мигавшие на темных улицах, рано гасли и улицы с переулками погружались в кромешную тьму и тем дополняли картину патриархальной Москвы..."
Керосиновое освещение
Замену конопляному маслу искали долго. В первой половине XIX века пытались использовать для уличного освещения и лампадное масло, и хлебный спирт. Только в середине XIX века на мировых рынках появился непревзойденный конкурент - керосин (минеральное масло) - более легкое и дешевое горючее. В 1863 году Московская Городская Дума объявила торги на устройство керосинового освещения. Подряд на установку 2200 керосиновых фонарей достался французскому подданному Ф. Боаталю.
Газовое освещение
Несмотря на то, что многие москвичи считали освещение "текучим", как тогда говорили, газом хотя бы частички города признаком умственного повреждения, вслед за керосиновыми засияли газовые фонари. В 1865 году Московская Городская Дума подписала 30-летний контракт на устройство в Москве газового освещения с английской фирмой Букъе и Гольдсмита, объявившей низшую цену на торгах за один уличный фонарь в год (14 рублей 50 копеек). По этому контракту компания должна была в течение трех лет построить завод по сухой перегонке каменного угля в Нижнем Сусальном переулке, проложить газопроводную сеть, поставить и осветить ЗООО фонарей. К 1868 году они уже сияли на улицах Москвы.
Однако не все было так благополучно. Компания несла крупные убытки, ибо к газовой сети никто из абонентов не спешил подключаться, все предпочитали обходиться по старинке - свечами. Лишь к 1905 году эту проблему удалось разрешить - все предприятие перешло к городу и стало с тех пор интенсивно развиваться.
Языки газовых фонарей разгоняли тьму на московских улицах с 1866 по 1932 гг. В 1880-х годах австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света газовых и керосиновых фонарей.
Электрическое освещение
Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. В саду "Эрмитаж" вечерами публика приветствовала их включение аплодисментами. 15 мая 1883 года, в дни коронации Александра III, при помощи 22х дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Правительством Москвы было закуплено для этой цели 3500 лампочек накаливания Т.А.Эдисона. После празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах, а первой улицей, освещенной электричеством, была Тверская.
Одним из первых электрическое освещение стал использовать театр Корша, находившийся в Камергерском переулке, где теперь Художественный театр. В 1882 году в только что отстроенном здании было электрическое освещение сцены, зрительного зала, фойе и артистических уборных. "Это тогда было новостью необыкновенной, - писала ведущая артистка театра А. Я. Глама-Мещерская, - и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно... Тем не менее, впечатление новое освещение производило огромное".
Владимир Гиляровский в своей знаменитой книге "Москва и москвичи" со свойственным ему чувством юмора описывает первый в Москве "электрический" бал.
"Это было в половине восьмидесятых годов. Первое электрическое освещение провели в купеческий дом к молодой вдове - миллионерше, и первый бал с электрическим освещением был назначен у нее. Роскошный дворец со множеством комнат и всевозможных уютных уголков сверкал разноцветными лампами. Только танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества. …Хозяйку дома загримировали применительно к новому освещению. Она была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица хозяйка дома была только одна с живым цветом лица."
В 1895 году Московская Городская Дума заключила договор сроком на 50 лет с "Обществом 1886 года". Оно взяло на себя обязательство построить необходимые сооружения с тем, чтобы "каждый желающий мог за свои 5 копеек за гектоватт - час иметь у себя на квартире электрическую лампочку". В ноябре 1897 года, состоялось торжественное открытие первой центральной электростанции на Раушской набережной.
Однако центр города не спешил расцвечиваться электрическими огнями. На улицах можно было встретить несколько видов осветительных приборов. В районе Садового кольца предпочтение отдавалось газовым, газокалильным и дуговым электрическим светильникам. Окраины продолжали освещаться керосиновыми фонарями. Электричеством освещалось только несколько центральных улиц. В 1910 году в городе действовало 440 дуговых электрических фонарей и шесть опытных с лампами накаливания. А в 1913 г из 20842 уличных светильников, установленных на улицах и площадях Москвы, 7806 были газовыми, 9029 - керосиновыми и лишь 4007 - электрическими. Весь город обслуживали 2 электростанции общей мощностью в 66,5 тыс.квт.
Основной причиной такого положения являлась разрозненная организация управления наружным освещением города. 1 января 1912 года был организован специальный отдел освещения при объединении в нем всех специалистов, в дальнейшем он получит "казенное" название "Мосгорсвет".
Во время Первой мировой войны и последующей за ней революции уличное освещение пришло в упадок. В трудные годы гражданской войны жители Москвы растаскивали керосин, фонарные стекла и горелки. Фонарные столбы использовали в качестве топлива.
Развитие наружного освещения в столице ускорилось благодаря разработанному в 20-е годы плану электрификации всей страны (ГОЭЛРО) и утвержденному в июле 1935 года, Генеральному плану реконструкции Москвы. К 1926 г. все керосиновые фонари были заменены электрическими, а в 1932 г. были ликвидированы последние газовые фонари. В этом же году городское световое хозяйство подверглось новой крупной реорганизации. Управление наружного освещения и Государственная фабрика вывесок и реклам были объединены в самостоятельный трест "Мосгорсвет", которому было поручено все световое оформление города: обслуживание уличных фонарей, освещение фасадов исторических зданий, витрин магазинов, трамвайных и автотранспортных остановок, бензиновых колонок, киосков, установка световых реклам, вывесок, сигнализация уличного движения. В 1936 году на московских улицах появились первые телескопические автовышки, во многом облегчившие работу электромонтеров. В конце 30-х годов в Москве была создана независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления.
С самого начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим общего полного затемнения. Главной задачей сотрудников "Мосгорсвета" стало обеспечение светомаскировки города. С наступлением темноты ни один фонарь не должен был нарушить темноту московских улиц. Только в октябре 1942 года на главных магистралях Москвы начало функционировать маскировочное освещение.
Действительно интенсивное развитие освещения города началось только после 1945 года. За первое послевоенное пятилетие количество фонарей утроилось, а за последующие 46 лет возросло еще в 2 раза.
К 7 сентября 1947 года - дню 800-летия Москвы, довоенный уровень освещения был не только восстановлен, но и существенно расширен. Вечером в день юбилея в городе вспыхнули бесчисленные огни праздничных иллюминаций. На темном фоне неба вырисовывались все грани башен Московского Кремля.
В 1938 году московскими учеными во главе с С.И. Вавиловым были созданы первые образцы люминесцентных ламп. Начавшаяся Великая Отечественная война задержала развитие их производства, но в послевоенный период проведение научно-исследовательских работ по применению таких ламп в наружном освещение Москвы возобновилось. С 1954 года на московских улицах начинается установка светильников с газоразрядными лампами: люминесцентными и ртутными (ДРЛ).
1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянка) были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы "General Electric". В первое время это освещение с непривычной оранжевой окраской вызывало недоумение. Однако, оно значительно улучшило видимость на улицах и быстро завоевало признание москвичей.
За последние годы XX столетия "Мосгорсветом" совместно с заводом "Светотехника" было разработано более 10 серий новых светильников с натриевыми лампами высокого давления, что практически позволило отказаться от закупки импортных светильников. На московских улицах появились новые осветительные установки. В январе 1996 года впервые в стране на Комсомольской площади были установлены три высокомачтовые опоры высотой 30 метров со спускными "коронами", состоящие из 10 светильников-кососветов с натриевыми лампами высокого давления мощностью 1000 Вт. В последующие годы число таких установок в городе заметно увеличилось - они появились у Храма Христа Спасителя, в Лужниках, на транспортных развязках МКАД и др. В конце 1999 года была смонтирована в Новокутузовском тонелле система встречного освещения, позволяющая улучшить условия видимости при въезде в тонелль. В мостовых пешеходных переходах через МКАД начали использовать архитектурно-функциональные системы освещения с использованием протяженных полых зеркальных световодов. Таким образом, освещение городских магистралей стало практически искусством.
История создания музея
А что же витееватые и причудливые старинные светильники? Неужели все их многообразие безвозвратно ушло в прошлое? Нет, все это не забыто, мало того - бережно сохраняется и преумножается в небольшом малоприметном особнячке в центре Москвы. И Вы все это можете увидеть своими глазами.
В 70-е годы здание старинных белокаменных палат XVII века в Армянском переулке, принадлежавших боярам Милославским, было отдано в долгосрочную аренду предприятию "Мосгорсвет". Тогдашний директор предприятия Юрий Аполлонович Харкеевич (1913-2001) получил возможность осуществить свою давнюю мечту: организовать здесь Музей уличного освещения.
Идея эта восходит к 30-м годам. Когда началась электрификация столицы, директор треста "Мосгорсвет" А.В.Умов решил сохранить для будущих поколений образцы уходящих в историю уличных фонарей. Им была собрана довольно обширная коллекция, которая, к сожалению, позже пропала. На улицах Москвы старинных фонарей практически не оставалось. Поэтому Юрию Аполлоновичу экспонаты пришлось собирать по крупицам. В этом ему сильно помогли ветераны "Мосгорсвета". В декабре 1980 года открылась выставка, посвященная 250-летию уличного освещения Москвы.
Экспозиция вызвала большой интерес. Выставку посетило около четырех тысяч человек. О ней сообщали газеты и журналы, радио и телевидение. Через четыре года со страниц журнала "Светотехника" прозвучал призыв организовать на основе выставки Музей наружного освещения. Призыв поддержали Главное управление культуры исполкома Моссовета и дирекция Музея истории и реконструкции города Москвы. В ноябре 1984 года музей на общественных началах при предприятии "Мосгорсвет" вошел в официальный московский музейный список. Большую помощь молодому собрату оказали Политехнический музей, Музей истории и реконструкции города Москвы, музей-усадьба "Останкино". И в настоящее время экспозиция продолжает существенно пополняться.
Экспонаты
Здесь представлены разного вида источники света: светцы, масляные, керосиновые и газовые фонари, и конечно современные электрические светильники. Большое количество фотографий с видами старой Москвы позволяют совершить удивительную экскурсию по Первопрестольной. Для детей проводятся интереснейшие занятия, на которых юные москвичи знакомятся с бытом жителей родного города прошлых лет. Они слушают рассказы про масляные лампы, керосинокалильные фонари и "светец с лучиной в бедном московском доме".
Главный экспонат первого зала - копия первого московского уличного фонаря, изготовленная по чертежам, предоставленным Музеем истории и реконструкции города Москвы. Подлинных экземпляров с тех далеких времен, к сожалению, не сохранилось, как и спиртоскипидарных фонарей, которые применялись только одно десятилетие. Но в архивах недавно были обнаружены чертежи этих фонарей.
Зато достаточно полно представлено в музее керосиновое освещение. Кроме уличных, здесь имеются керосиновые каретный и железнодорожный фонари и несколько видов ламп для освещения жилья.
Многие считают, что электрическое освещение в России началось с "лампочки Ильича". Ее в экспозиции вы не обнаружите. Зато на фотоснимках можно увидеть электрические лампы, созданные в 70-е годы XIX века русскими учеными П.Н.Яблочковым и А.Н.Лодыгиным.
Среди экспонатов третьего, "современного" зала выделяются две электрические лампы накаливания начала ХХ века. Они были обнаружены в 1988 году в старых запасах светотехнической лаборатории "Мосгорсвета". Это первые образцы газополных ламп, изготовленных знаменитыми и поныне фирмами "OSRAM" и "PHILIPS". Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота - 35 и 55 см).
С заграничными соседствуют лампы отечественные, изготовленные на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ) в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. В 1935 году над Кремлем вместо двуглавых царских орлов появились золотые звезды. Однако ночью их не было видно, и правительство решило к двадцатилетию Октябрьской революции установить на кремлевских башнях звезды из рубиново-красного стекла. В мае 1937 года сотрудники светотехнической лаборатории ВЭИ приступили к их проектированию и изготовлению. Чтобы звезды сияли в темноте, в каждой запроектировано по одной лампе накаливания специального исполнения мощностью 3,7 Квт и 5 Квт.
Один из уникальных экспонатов - натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году, то есть задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Впрочем, первые попытки устройства в Москве натриевого освещения закончились неудачно: эти лампы давали свет неестественных оттенков. Москвичи не желали ходить вечерами с зелеными лицами.
В музее можно также познакомиться с системой централизованного телемеханического управления наружным освещением столицы, введенной в эксплуатацию незадолго до начала Великой Отечественной войны. Эта система позволяла осуществлять масштабную светомаскировку.
Как ни странно, современные светильники и лампы вызывают у посетителей интерес не меньший, чем древние, хотя ими полны улицы столицы. Музей открывает новые грани привычного, примелькавшегося. Здесь постоянно проводятся экскурсии. Основную часть аудитории составляют учащиеся школ и студенты. В Музей обращаются также специалисты-светотехники, архитекторы, проектировщики.
Интересный музей и познавательная информация.Сегодня день рождения поэта А.Деменьтьева.А у него есть хорошие стихи и песни на его слова.
* * *
В любви мелочей не бывает.
Все высшего смысла полно...
Вот кто-то ромашку срывает.
Надежды своей не скрывает.
Расставшись -
Глядит на окно.
В любви мелочей не бывает.
Все скрытого смысла полно...
Нежданно печаль наплывает.
Улыбка в ответ остывает,
Хоть было недавно смешно.
И к прошлым словам не взывает.
Они позабыты давно.
Так, значит, любовь убывает.
И, видно, уж так суждено.
В любви мелочей не бывает.
Все тайного смысла полно...
* * *
Грядущее не примирить с минувшим.
Не подружить "сегодня"
И "вчера".
Я кораблем остался затонувшим
В той жизни,
Что, как шторм, уже прошла.
Но память к кораблю тому вернулась.
Рискованная, как аквалангист.
Она вплыла в мою былую юность,
И снова я наивен,
Добр и чист...
* * *
Ты ищешь меня
Только в дни одиночества.
Когда никого -
Ни в душе, ни вблизи.
А мне утешать тебя
Больше не хочется,
Хоть это и любят
У нас на Руси.
И я не хочу заполнять
Этот вакуум -
Меж будущим счастьем
И счастьем былым.
Ты ждешь, чтоб мы вместе
Грустили и плакали.
А радостный день
Для тебя неделим..
* * *
Катюшечка, очень интересное повествование о истории фонарей. Особенно понравилось
Хозяйку дома загримировали применительно к новому освещению. Она была великолепна, но зато все московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом свете танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами: они привыкли к газовым рожкам и лампам. Красавица хозяйка дома была только одна с живым цветом лица."
Как это знакомо, иногда в театр или в гости придешь и, чего только не насмотришься? И такая раскраска, как у индейцев (от света не зависимая) просто жуть берет.
Поеду осенью в Москву, схожу в этот музей. Еще хочу в музей куклы сходить. У них на сайте такая красивая панорама сделана. Заглядение просто.
Варвара, да у Деменьтьева неплохие стихи.
Я вчера была на водопаде Серебрянные струйки.Много воды,прохладно,купались в ледяной воде,и очень много зелени
А там такая аура.что не возможно не купаться.И легенда: под струйками есть грот,если в нём загадаешь желание,то оно непременно сбудется.Через село Соколиное проходит трасса Бахчисарай- Ялта через Ай-Петри,куда мы ходим встречать рассвет.Такого чуда не увидешь нигде.
Вы здесь » ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ - СЕРЕБРЯНЫЙ РАССВЕТ » ВЕСЕЛОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ » Веселое интеллектуальное путешествие (продолжнеие...)