Что означает слово «Русь»?
Кто такие мы, русские? Почему-то люди мало задумываются о своем национальном имени. А между тем когда-то каждый народ выбирает себе имя. Выбор национального имени — важнейший момент самоопределения народа в его историческом бытии. В национальном имени народ выражает нечто главное для себя и в самом себе. Это имя рождается в глубине народного сознания и определяет некую новую общность людей, часто еще пребывающую в недрах прежнего родового, или племенного, или даже государственного бытия.
Почему у некоторых племен когда-то появилось имя славяне, а затем одни из них назвались русскими, а другие, например, поляками?
Самоназвание народа есть, несомненно, важнейший духовный момент его появления на арене исторической жизни. Назвав себя тем или иным именем, каждый народ, в сущности, уже определяет свои будущие исторические возможности и перспективы.
Многие народы приняли имя под влиянием внешних условий существования; другие же определили свое имя на более глубоких основах.
Так, оказывается, славяне в древности определялись как словене; это именование наука связывает с понятием «слово».
Очевидно, определение себя через понятие «слово» свидетельствует о глубоких запросах народной души, выбравшей себе такое значимое имя. Когда-то некоторые западные ученые пытались связать этноним «славяне» с древнеримским «sclavi», что значит «рабы». Такое явно несостоятельное, ненаучное мнение порождено очевидным желанием унизить славян, представить их людьми «второго сорта». Это показывает, как важно правильно понимать собственное народное имя.
Отдельные славянские племена носили, понятно, разные имена. Так, на среднем течении Днепра сидели поляне — сильное племя, на земле которого возник город Киев. А прозывались они полянами потому, что жили в поле, то есть в безлесной зоне, в отличие, например, от их соседей — древлян, обитавших в лесистой местности. Поляки же были родственны полянам, что и отразилось в выбранном ими национальном имени.
Начиная с IХ века, многочисленные восточнославянские племена — поляне, древляне, дреговичи, дулебы, северяне, словене и другие, — стали пользоваться новым именем, объединившим их, — «русь». О происхождении этого этнонима шли немалые споры, но теперь этот вопрос может считаться выясненным. Славяне находились в постоянном общении с варягами, которых на Западе звали норманнами. Это были воинственные выходцы из Скандинавии, которые совершали бесконечные завоевательные походы и набеги по всей Европе. Нередко они служили наемниками, в частности, в Византии. «Варяги» — греческое слово, обозначающее наемных воинов. «Норманны» — западный термин, переводимый как «северные люди». Но было еще одно наименование этих северных воинов. Финны, жившие по соседству и вперемежку с восточными славянами, употребляли на своем языке слово «ruotsi», означавшее «войско», звучавшее у славян как «русь». Возникнув первоначально в этом значении военной силы, наемной княжеской дружины, слово «русь» так понравилось, что необычайно быстро было усвоено всеми восточно-славянскими племенами, стало символом их единства и могущества. Так, уже под 882 годом летопись отмечает, что после утверждения в Киеве знаменитого князя Олега «беша у него варяги и словени и прочи, прозвашася русью». «Русь» означала надплеменную общность, являющуюся зародышем будущего великого государства — России. Это слово уже не было выражением примитивной ассоциации с окружающей природой. Оно выразило призвание восточных славян к великому государственному строительству.
Как этнический термин, понятие «Русь» начинает утверждаться в середине IХ века, т.е. незадолго до Крещения Руси, совершенного в Х веке. Военная и государственная энергия «русов» получила направление и правильную организацию через усвоение христианства. Воинственный дух восточных славян оказался созвучен учению Церкви, согласно которому Церковь есть воинство, ведущее непрерывную брань с силами зла. Поэтому восточные славяне — русские — смогли создать не только огромное государство, но и великую Русскую Церковь. Современная история показывает, что с потерей христианства любые попытки государственного строительства, самые яркие военные и государственные дарования у русских теряют смысл и силу. Поэтому будущее России возможно только через подлинное, всенародное возрождение христианства.
В царской России была выработана концепция русского народа, суть которой состояла в том, что единый русский народ состоит из четырех основных ответвлений: великороссов, малороссов, белорусов и карпатороссов. Это соответствовало восходящим к домонгольской эпохе понятиям о единой Руси, единой Русской земле от Карпат и Холмщины на западе и до Заволжья на северо-востоке. Что касается представителей других национальностей, живущих на территории России, им предоставлялся свободный выбор из двух возможностей: либо принять Православие и присоединиться к русскому народу, либо оставаться в пределах своей национальности и религии. Русская Церковь постоянно вела миссионерскую деятельность, однако насильственные методы обращения в христианство, широко применяемые католиками, отвергались.
Литература:
Курс русской истории. Шмурло Е.Ф. Возникновение и образование Русского государства (852-1462). СПб.,1998.
Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Петрухин В.Я.. М. Гнозис, 1995.