Сергей Сумин Дведевочки и парасенок.
( о книге стихов и миниатюр Ю.Тубольцева )

    Все роды литературы хороши, кроме одного, скучного – сказал Вольтер. Если Вы согласны с этим утверждением, то книга современного писателя Юрия Тубольцева
«Поэтика развернутого абсурда», Вам, пожалуй, понравится. В этой небольшой по объему книжке есть все, чтобы не бросить чтение на середине: словесные кульбиты, прыжки в нелепость, подмигивания читателю, гомерический хохот, маскарадное шествие философий, несуществующие животные, жонглирование словами и образами. На страницах «Поэтики» царит не серьезность, а легкость, не рассуждения о высоких материях, а абсурдистская игра, не скучная наука, а театральная клоунада. Все это, однако, не без примеси скрытой горечи, горечи от нелепостей  и тупиков человеческой мысли.
    Миниатюры и стихи «Поэтики развернутого абсурда» читаются легко, буквально за один присест. В этой книге около трехсот коротких занимательных историй, диалогов и стихотворений. Все вместе они создают ощущение захватывающего театрального действа, только у Тубольцева каждое слово играет не ту роль, которую играло раньше, а ту, которую поручил ему режиссер-автор.
    Конечно, Юрий Тубольцев – постмодернист. Что это значит? Это значит, что он  перемешивает, «миксует», сталкивает в пределах одной книги разные литературные, культурологические и философские модели, играет стилями и манерами письма. Если посмотреть на жанровую природу миниатюр книги, то в ней легко можно обнаружить: притчу, сказку, верлибр, рассказ, дзенский коан, танка, хокку, смс-сообщение, анекдот, афоризм, сценку, диалог, стихотворение и т.д.  Автор миниатюр, будто опытный птицелов, расставляет силки и ловушки для птиц нашего внимания, и читатель частенько ловит себя на том, что попался.
   Постмодерн как мировоззрение уравнивает противоположности: верх  и низ, факты и мифы, серьезное и ироничное, элитарное и массовое. У лучших постмодернистов 60-х - 90-х годов двадцатого века мы можем обнаружить черты новой мифологии, дегуманистичной по сути, ставящей человека на одну ступеньку вниз. Постмодерн разоблачает, мифологизирует, меняет систему координат. В романе английского писателя Джулиана Барнса «История мира в 10,5 главах» историю библейского Ноя и его ковчега рассказывает личинка  жука-древоточца, у француза Мишеля Турнье о злоключениях Робинзона Крузо ярко и убедительно рассказывает туземец Пятница, а в книге русского писателя Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» красный командир оказывается просветленным учителем, буддийским ламой. Стоит отметить, что человек как вид в этих и других произведениях постмодернизма  - отнюдь не венец творения. Он жесток, мелочен, болезнен, несправедлив и эгоистичен. Кстати, Тубольцев вполне может считаться продолжателем этой линии «дегуманизированного искусства». В его книге слово человек заменено следующими синонимами: хрюньга, людь, людисенок, хрюловек, хрюдь и т.д.   
      Итак, «Поэтика развернутого абсурда»! Попробуем разобраться. Почему - поэтика? Почему – развернутого? Почему – абсурда?  Название книги, наверное, больше подошло бы к какому-нибудь основательному научному труду, чем к сборнику коротких занимательных историй, однако…. Мне отчего-то кажется, что Тубольцев с сочувствием отнесся бы к знаменитой фразе Даниила Хармса: «Меня интересует только чушь!». Автор «Случаев» и «Елизаветы Бам» вполне мог бы считаться отцом того направления в нынешней литературе, которое делает ставку на словесную эквилибристику,  динамичный сюжет  и черный юмор. Современное постиндустриальное общество насквозь пропитано скрытым цинизмом, внутренней пустотой и жаждой развлечений, прикрывающихся рассуждениями о демократии и свободах личности. Юрий Тубольцев, к слову сказать, живущий в Германии, не теоретизирует, а художественно освещает эту ситуацию:

                                                    Дведевочки.

                                 Одна девочка посмотрела сразу в два зеркала
                                 и поняла, что она две девочки…

      Что вижу я в данном тексте? В нем мне видится вовсе не остроумная шутка, а, скорее, скрытый кошмар. У персонажа этой миниатюры-предложения нет ничего подлинного, у него отсутствует сущность, ощущение собственной личности, индивидуальности. Представим себе, что героиня текста заглянет сразу в 5 или 10 зеркал. Сколько девочек отразят зеркала и что «поймет» эта девочка? Правильно, девочка «поймет», что ее 5 или 10. Это может означать лишь, что у персонажа нет никакой духовной опоры: такой человек смотрит  ТВ – и становятся ТВ-человеком, погружается в мир виртуала -  и он уже виртуален до кончиков пальцев, смеется над дешевыми комиксами – и уже не может остановиться.
   У того же Даниила Хармса есть рассказ о рыжем человеке, у которого не было ни глаз, ни ушей, ни рук – ничего не было. Это уже не человек - одна лишь видимость, пятно пустоты. В каждом стихотворении и рассказике Хармса звучит эта горькая нота – Человека больше нет. Люди, которых мы видим на улице,  утратили это гордое имя, у них нет больше никаких духовных ценностей, они утратили свое высшее измерение и шагнули в пустоту и мрак.
  Духовные ценности  –  не миф. Люди, утрачивающие их, делают свою жизнь зависящей от незначительных  вещей, сиюминутных желаний и прихотей. Такие люди несчастны по большому счету, хотя они  всегда яростно отстаивают свою «свободу» и свое «мировоззрение».
   Юрий Тубольцев в своих миниатюрах также констатирует пустотность, инфантильность и несамостоятельность человека техногенного общества. Несовпадение высоких смыслов и реального существования слишком очевидно, люди не понимают, зачем и для чего они совершают те или иные поступки:

                                         Куда уходят смс?
                                         А может, важен сам процесс!?

    Вообще, основным свойством произведений автора является несерьезность, игра, ирония. Что это может означать? Если серьезность стремится установить точные соответствия между явлениями и предметами, то  несерьезность, юмор могут свободно развивать любую мысль, пока она не превратится в собственную противоположность. Юмор, таким образом, ведет к переосмыслению жизни, ее пониманию. Конечно, при регулярных путешествиях в нелепость существует возможность вовсе заблудиться в ее дебрях, однако есть и возможность понять нечто важное. Юрий Тубольцев в своих коротких странных историях как раз и занимается этой работой осмысления происходящего с нами, современными людьми:

                                                      Гороха.net

                                   - как жаль, что в Интернете нет гороха.
                                   - а почему?
                                   - принцесс от лжепринцесс не отличить...

    Теперь стоит сказать несколько слов о писательских методах работы Юрия Тубольцева. Главное, наверное, достоинство его миниатюр в том, что они быстро заканчиваются. Два-три предложения, максимум – абзац,  и вы уже переворачиваете страницу. Тубольцев прекрасно помнит основное свойство сознания современного горожанина – разбросанность, фрагментарность, «клиповость», принципиальное нежелание, да и неумение на чем-либо сосредоточиться надолго. Минута, другая, и нужно переключить телевизионный канал, две-три минуты – и новый сюжет, новая встреча, полчаса – и книжка пролистана(лучше, если это будут книга комиксов) .  Хорошо ли это, плохо(скорее – второе), но это тенденция, и с ней нужно считаться. В Японии недавно вышла смс-версия романа Льва Толстого «Анна Каренина» -  в 30-ти сообщениях.  На Западе давно уже никто не пишет романы объемом более 200-250 страниц. Издатели убеждены, что современный читатель не купит и не станет читать произведение в 300, 400 или 500 страниц. Современному писателю приходится приспосабливаться к этой ситуации и писать лаконично, емко и стильно. В книге Юрия Тубольцева этот вопрос решен даже более радикально – самое длинное его произведение состоит из 10-15 предложений.
     Стоит признать, у   Тубольцева-писателя богатая и живая фантазия – почти у каждой миниатюры есть  необычный заголовок: «Ледбовь», «Разговор двух часов», «Неодарвинисты», «Солнценосное», «Резонанс строк»  и т.д. Заголовки эти ненавязчиво подталкивают к прочтению миниатюр, а иногда и несут дополнительную смысловую нагрузку. Автор «Поэтики развернутого абсурда» частенько использует молодежный сленг (аська, реал, френдить), создает неологизмы (кощенок, щеконок, солнцефальд, парасенок и двусенок), смешивает слова нескольких языков ( листtalk, wwwновь, гороха.net), обыгрывает фразеологизмы, религии и  мифы народов мира (мастер дзынь, разбуддизм, зоостестизм, буратино-водолаз), работает с ритмикой строки и звукоподражанием (ыкзестензиализм, междуносие, хрюловеки) и т.д. Писательские методы Тубольцева достаточно разнообразны, он старается не повторяться, снова и снова удивляя читателя.
     Тем не менее, в этой книге  можно найти не только развлечение, но и пищу для ума. В миниатюрах Тубольцева с завидным постоянством повторяются слова: абсурд, глупость, нелепость, вздорность, мимолетность. Автор не просто фиксирует отсутствие смысла, но и надеется, что мы сами сможем найти выход из этого лабиринта. Ему совсем не интересно подсказывать выход, а иногда, возможно, он и сам теряет ориентир  и задумывается - а куда же, собственно, идти дальше? Вот это свойство письма автора и делает его ближе и понятнее нам, ведь автор не учит и не читает мораль, а вместе с нами пытается разобраться в «основных вопросах философии». Делает он это легко, весело и нестандартно, поэтому книгу «Поэтика развернутого абсурда» я могу посоветовать всем,  кто любит жизнь больше ее смысла, стремится  жить достойно и быть счастливым в любом, даже самом нелепом и непонятном мире.
                                                                                                    Октябрь 2008г.
        Сумин Сергей Александрович (1973 г.р.) – поэт, журналист, критик. Автор нескольких книг прозы. Персональный сайт:  http://sumin.moy.su/   Живет в Тольятти.