Мне "Сталкер" нравится. Философско-психологический фильм.
Нашел интересную статью о нем.
Но от повести вследствие изменений, внесенных сначала Стругацкими, при написании начального варианта сценария, а после и самим Андрее Тарковским, почти ничего не остаётся. Исчезает почти весь научно-фантастический антураж: ловушки уже не так фантасмогоричны, зона отдает какой-то мертвенность, кажущейся статичностью, никто из героев всего троих героев (Писатель, Профессор и Сталкер) не погибает, не осуществляет своего желания. Путешествие по Зоне превращается в философский спор Писателя (А. Солоницына) с Профессором (Н. Гринько). Но главные изменения коснулись самого Сталкера.
"Вы знаете, — говорит жена Сталкера в литературном сценарии, — мама моя была очень против. Он же был совершенный бандит. Вся округа его боялась. Он был красивый, легкий...".
"Вы знаете, мама была очень против,— говорит жена Сталкера в режиссерской разработке сценария,— вы ведь уже поняли, наверное, он же блаженный... Вся округа над ним смеялась. Он был растяпа, жалкий такой..." [2]
Сталкер У Тарковского уже не авантюрсит и бандит, с риском добывающим свой хлеб, а убогий и почти юродивый человек в исполнении нового для Тарковского, но очень "его" актера А. Кайдановского (Солоницин, любимчик Тарковского, и Гринько снимались и в более ранних фильмах режиссера – "Андрее Рублёве", "Солярисе", "Зеркале" и др.).
Сталкер нанят в качестве проводника, который помогает Писателю и Профессору проникнуть в Зону. Какие же первые впечатления героев друг о друге? Профессор – бездарность, идущая в зону за нобелевской премией, известностью, вспышками фотокамер; писатель исписался и идёт за "покупным" вдохновением, цель обладания которым – та же популярность; Сталкер просто зарабатывает "экскурсиями" по зоне. а кроме того ещё упивается в ней безграничной властью над своими подопечными. Но Зона выявляет их истинные сущности; они оказываются совсем иными.
Переход через границу Зоны – это, возможно, переход от "мира вопреки природе", почти черно-белого, мрачного, каменного, не дающего человеку ничего, кроме жалкой квартирки с обшарпанными стенами, сотрясаемой проходящим невдалеке поездом, к "миру в природе", поражающему яркостью зелени, запущенной, поглотившей всё, когда-то бывшее человеческим, вполне уживающейся с таящимися в ней опасностями.
Но, вместе с тем проникновение в Зону – это, главным образом, переход от реальности, осознанной и подчинённой человеческому разуму, к фантастическому миру, где нарушаются причинно следственные связи, законы природы и логики. Здесь опасность почти нельзя предположить, сознательно просчитать, её можно только ощутить, интуитивно почувствовать подсознанием, доверившись своей сущности. Так же и заветная комната выполняет не явные, а скрытые, глубинные желания человека. Так Дикобраз, учитель Сталкера, шел в Зону, что бы вернуть брата, а вернулся богатым и через неделю повесился.
Для Писателя рассказ о Дикобразе подтверждает то, что человеческая сущность черна. Он говорит: "Моё сознание стремится к вегетарианству в то время, как подсознание изнывает по куску мяса". Для него подсознание первично, а разум – лишь попытка укротить его животные позывы. Для Профессора же первично сознание, но и он не верит в чистоту сознательных человеческих помыслов. Этим объясняется его желание взорвать заветную комнату. Оба они по сути считают человека изначально грешным, слабым, эгоистичным существом. Для Тарковского это равноценно атеизму. Об этом безверии говорит в финале и Сталкер.
Вообще почти всё творчество Тарковского пропитано христианской символикой. Она присутствует и в "Сталкере": в кадре зачастую "Троица", состоящая из главных героев, обломок Гентского алтаря под водой в сне Сталкера, там же рыбы — иносказание Христа. Для Тарковского, как уже говорилось, вера в Бога – это вера в человека. И именно этой веры, страсти, желания, именно этой любви, которой преисполнена жена Сталкера (Алиса Фрейндлих) недостаёт героям фильма, что бы наконец-то испытать возможности таинственных сил. И именно об этом стихи Тютчева, читаемые в финале фильма дочкой Сталкера, подвергшейся мутации:
"...И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья…